Глубокий взгляд
с 9:00 до 18:00 пн. - пт. 8 (800) 301-05-15Заказать звонок
Заказать звонок

Оставьте Ваше сообщение и контактные данные и наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее рабочее время для решения Вашего вопроса.

Ваш телефон
Ваш телефон*
Ваше имя
Ваше имя

* - Поля, обязательные для заполнения

Сообщение отправлено
Ваше сообщение успешно отправлено. В ближайшее время с Вами свяжется наш специалист
Закрыть окно
0
0
0

ГЛУБОКИЙ ВЗГЛЯД

Будущее воды:
отсутствие водной безопасности угрожает глобальному экономическому росту и политической стабильности

Этот документ был подготовлен Группой стратегического будущего Национального совета по разведке в консультации с внешними экспертами и аналитиками разведывательного сообщества, чтобы помочь в информировании интегрированного продукта «Глобальные тенденции», опубликованного в марте 2021 года. Однако анализ не отражает официальную политику правительства США, широту разведывательных источников или полный спектр точек зрения разведывательного сообщества США.

Правительства, промышленность и гражданское общество столкнутся с растущим риском отсутствия водной безопасности в течение следующих двух десятилетий, поскольку спрос растет, а предложение становится все более ограниченным. Более того, плохое управление и управление ресурсами, методы развития, сельское хозяйство и ухудшение состояния окружающей среды также могут снизить количество и качество водоснабжения во многих частях мира. В то время как развивающиеся страны будут по-прежнему испытывать все более острую и повсеместную нехватку воды, некоторые развитые страны также столкнутся с перебоями в водоснабжении. Страны, которые не в состоянии решить проблемы, связанные с водой, вероятно, столкнутся с целым рядом проблем, включая повышенный риск заболеваний, растущее неравенство, низкий экономический рост и повышенный риск внутренней политической нестабильности.

НЕСООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И СПРОСОМ


Рост населения, изменение образа жизни, развитие и методы ведения сельского хозяйства будут способствовать увеличению спроса на воду в течение следующих 20 лет. К 2050 году глобальное потребление воды, вероятно, увеличится на 20–50 процентов по сравнению с нынешним уровнем, при этом промышленный и бытовой секторы будут расти самыми быстрыми темпами. Сельское хозяйство останется крупнейшим потребителем воды в целом, но относительный прирост к 2050 году, вероятно, будет меньше, чем в других секторах.

§ По мере того как экономика штатов растет, а люди поднимаются по лестнице доходов, их образ жизни часто становится все более водоемким. Эта тенденция будет проявляться преимущественно за счет косвенных средств, таких как большее потребление водоемких продуктов, таких как мясо, а также за счет увеличения спроса на товары, для производства которых требуется большое количество воды, такие как автомобили, электроника, одежда и большие дома.

§ Среднее потребление подземных вод на человека, вероятно, увеличится в течение следующих 20 лет. На значительной части Ближнего Востока и Южной Азии, а также в Пекине и Мехико подземные воды являются основным источником воды, но годы чрезмерной эксплуатации, загрязнения и использования невозобновляемых ископаемых водоносных горизонтов привели к серьезной деградации и сокращению запасов. , в некоторых случаях необратимо.

§ Во многих частях мира население уже сталкивается с отсутствием водной безопасности, определяемой как доступность воды в приемлемом количестве и качестве для здоровья, средств к существованию, экосистем и производства. Каждый год не менее четырех миллиардов человек, почти половина из которых проживает в Китае и Индии, испытывают острую нехватку воды как минимум один месяц в году. Почти 500 миллионов человек круглый год испытывают нехватку воды. По состоянию на 2020 год около 2,1 миллиарда человек во всем мире не имеют доступа к безопасной питьевой воде или надежному водоснабжению.


Практики развития. Многие методы промышленного и инфраструктурного развития, в том числе чрезмерное использование грунтовых вод, отвод поверхностных вод, большие дамбы, нерегулируемая горнодобывающая и добывающая промышленность, а также городское развитие без надлежащих санитарных условий, подрывают водную безопасность, уменьшая способность почвы хранить воду, тем самым уменьшая пополнение запасов подземных вод и увеличивая испарение, эрозия и загрязнение. Во всем мире около 80 процентов промышленных и муниципальных сточных вод сбрасываются без очистки в водоемы, которые население использует для питья, купания и ведения сельского хозяйства. Загрязнение подземных вод вызывает особую озабоченность, поскольку загрязняющие вещества перемещаются по грунтовым водам медленнее, чем по поверхностным водам, и иногда требуются годы или десятилетия, чтобы повлиять на качество воды.

§ В таких мегаполисах, как Дакка, Карачи и Лагос, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия и методы обращения с отходами в ближайшие два десятилетия будут все больше истощать водоснабжение. В Лагосе, например, есть 200 неофициальных поселений, и 80 процентов жителей пользуются частными скважинами для воды, что увеличивает риск загрязнения сточными водами или водоснабжения.

§ Согласно западным академическим отчетам, около 3700 крупных гидроэлектростанций планируются или строятся по всему миру, в основном в Африке и Азии. Этим сооружениям часто не хватает тщательного проектирования, регулирования и управления, что вызывает долгосрочные проблемы с водной безопасностью, такие как фрагментация речных систем, ущерб рыбным хозяйствам и водным экосистемам, усиление береговой и прибрежной эрозии, разрушение и затопление местных сообществ, а также снижение уровня воды. качество.




Сельскохозяйственная практика. 
По прогнозам, к 2050 году глобальный спрос на воду для сельского хозяйства — крупнейшего потребителя воды — вырастет на 19 процентов по сравнению с нынешним уровнем. Ожидается, что к 2040 году около 40 процентов всего орошаемого земледелия столкнется с чрезвычайно высоким дефицитом воды.

§ Практика ирригации и посадки часто бывает неэффективной и неустойчивой; во всем мире около половины воды, забираемой для орошения, не достигает намеченных культур или избыточно подается из-за таких методов, как паводковое орошение, и не приводит к производству сельскохозяйственных культур. Кроме того, плохая почва и посадка или другие методы ведения сельского хозяйства, такие как вспашка, уменьшают инфильтрацию воды в землю и увеличивают испарение.

§ Сток сельскохозяйственных сточных вод является наиболее распространенной глобальной проблемой качества воды. Сброс больших количеств азота и фосфора в водные пути способствует цветению токсичных водорослей и снижению содержания кислорода, вызывая гибель рыб и других водных организмов.




Деградация окружающей среды и климат. 
Антропогенная деградация ландшафтов и водных ландшафтов, а также изменение климата влияют на количество, качество и сроки подачи воды. Естественные земельные, водные и климатические системы представляют собой сложную взаимозависимую сеть, так что изменение в одной системе может иметь широкомасштабные и непредвиденные последствия в других.

§ В среднем около 40 процентов всех осадков, выпадающих на суше, образуются в результате транспирации и испарения местных растений, хотя в некоторых регионах этот процент намного выше. Деградированные ландшафты, изменяющие состав или плотность растительности, могут оказывать значительное влияние на местную погоду и доступность воды.

§ Многочисленные климатические модели и наблюдения за погодой указывают на возрастающую изменчивость, интенсивность и частоту засух и наводнений в течение следующих нескольких десятилетий. Количество осадков почти наверняка уменьшится в регионах средних широт, и ожидается, что во всех районах будет более высокая скорость испарения из-за повышения температуры и увеличения потребности в воде для орошения. В то же время увеличение количества энергии и воды в атмосфере повышает вероятность сильных штормов и других погодных явлений.


СЛАБОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ


Во многих странах неэффективное управление и политика не в состоянии решить, а часто даже способствуют возникновению несоответствия между спросом на воду и ее предложением. Этому несоответствию способствуют коррупция и недоверие к органам управления, низкая приоритетность водных вопросов и минимальная координация между государственными органами, частным сектором и гражданским обществом.

Коррупция и доверие. Коррупция в правительстве в водном секторе часто препятствует полному и справедливому исполнению законов и правил, отвлекает деньги от разработки или обслуживания водных проектов, вызывает неравенство в распределении воды и увеличивает затраты. Коррумпированные правительства часто вкладывают средства в крупные проекты водной инфраструктуры, включая плотины, потому что с них легко снять сливки, и они приносят как политическую, так и экономическую выгоду.

§ Бразильский скандал с «автомойкой», начавшийся в 2014 году, выявил коррупцию, связанную с заключением контрактов на строительство, в том числе нескольких мегаплотин в бассейне реки Амазонки. В отношении консорциума, стоящего за одной плотиной, проводилось расследование по делу о выплате взяток на миллионы долларов правящей партии в то время для получения концессии. Эта плотина уничтожила сотни квадратных миль тропических лесов и посевных площадей, в результате чего было перемещено не менее 20 000 человек.


Расстановка приоритетов и отклонение вины. 
Многие правительства считают руководство и управление водными ресурсами более низким приоритетом, в том числе в некоторых богатых, технически подкованных странах. Регулирование водных ресурсов в некоторых случаях погребено в ведении мало влияющих министерств или ведомств или отнесено к разряду второстепенных ресурсов, управление которыми осуществляется по частям другими государственными органами. В некоторых странах он отделен от управления и управления другими секторами, включая сельское хозяйство, энергетику и промышленность, несмотря на то, что вода является важнейшим ресурсом для всех этих видов деятельности.

Временами правительства либо игнорировали, либо неуместно ссылались на изменение климата или действия стран, расположенных вверх по течению, как на основную причину отсутствия водной безопасности, обычно для того, чтобы скрыть недостатки экологического управления или получить или сохранить власть в общем водном бассейне.

§ В Иране правительство и местные ученые возложили ответственность за сильное сокращение озера Урмия на крайнем северо-западе страны исключительно на изменение климата. Научные исследования, однако, показывают, что основными причинами упадка озера были почти утроенное потребление воды для орошения в бассейне с 1980-х годов, отсутствие надлежащего регулирования водных ресурсов и законов об охране окружающей среды, а также ограниченная очистка сточных вод.


Координация. 
Отсутствие координации между государственными учреждениями, частным сектором и гражданским обществом часто приводит к неэффективному управлению и чрезмерному распределению водных ресурсов. Взаимозависимость между водой, энергией и продовольствием часто не признается в руководстве и управлении водными ресурсами. В частности, агентства по энергетике, сельскому хозяйству и водным ресурсам часто не координируют водопользование или водохозяйственные нормы, даже когда они берут воду из одного и того же источника. Кроме того, ненадлежащий мониторинг, сбор данных и обмен данными часто препятствуют способности правительства эффективно и действенно управлять водными ресурсами.



РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ УЯЗВИМЫ, НО РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ НЕ ЗАЩИЩЕНЫ


Развивающиеся и развивающиеся экономики будут наиболее уязвимы к рискам водной безопасности в течение следующих 20 лет, учитывая их естественную сложную, изменчивую и опасную гидрографию и их недостатки в управлении. По данным Всемирного банка, если нынешняя неэффективная политика управления водными ресурсами сохранится, к 2040 году водная безопасность снизится во многих районах, которые не испытывают естественного дефицита воды, таких как части Центральной Африки, Восточной и Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, а водная безопасность ухудшится. еще более ухудшится в районах, где водные ресурсы естественным образом испытывают дефицит, включая большие участки Ближнего Востока, Северной Африки и Сахеля.

§ В большинстве стран Ближнего Востока и Северной Африки, вероятно, будет наблюдаться дальнейшее резкое снижение общей водной безопасности из-за продолжающихся конфликтов, слабых или коррумпированных правительств, растущего спроса, высокого уровня загрязнения, неустойчивого использования подземных и поверхностных вод и естественного дефицита воды. К странам, вызывающим особую обеспокоенность, относятся Египет, Ирак, Иран, Иордания, Ливия, Сирия и Йемен. Кроме того, многие из этих стран, в том числе расположенные в бассейнах рек Иордан, Нил и Тигр, имеют постоянные споры о трансграничных водах с соседями, что потенциально еще больше усложняет и снижает их способность более эффективно и устойчиво управлять водными ресурсами. В некоторых частях южной части Африки, регионах Сахеля и Рога, вероятно, по-прежнему будет наблюдаться высокий уровень отсутствия водной безопасности, особенно в бассейнах озера Чад и реки Нил, а также в некоторых частях Мали, Мозамбика,

§ Многие страны Южной и Центральной Азии, а также части Юго-Восточной Азии также, вероятно, столкнутся со снижением водной безопасности из-за коррупции, несоблюдения или плохого соблюдения природоохранного законодательства, высокого уровня загрязнения, ухудшения состояния окружающей среды, трансграничных или внутренних водных споров и растущего спроса на воду со стороны сельское хозяйство, текстиль и рыболовство. Геополитическая напряженность может нанести ущерб существующим соглашениям о совместном использовании водных ресурсов или помешать будущему сотрудничеству.

§ Китай, особенно северный регион вокруг Пекина и вдоль рек Янцзы и Хуанхэ, вероятно, столкнется с растущим спросом и проблемами загрязнения, отчасти из-за текущих проектов развития. Китай также, вероятно, внесет свой вклад в увеличение проблем с водой для своих соседей, расположенных ниже по течению, таких как Бангладеш, Индия и Лаос, и международных торговых партнеров из-за его развития вверх по течению вдоль трансграничных рек, включая бассейны Брахмапутры и Меконга, и его растущего глобального спроса на воду. водоемкие товары, такие как мясо и электроника. Контроль над критически важными источниками воды, возможно, также был одним из факторов недавних пограничных стычек между Китаем и Индией.

§ В Латинской Америке Бразилия, Боливия, Сальвадор, Гондурас, Мексика, Никарагуа и Венесуэла входят в число стран, подверженных наибольшему риску снижения водной безопасности до 2040 года. вопросы водной безопасности и внутренние конфликты.


Многие развитые страны, вероятно, столкнутся с более частыми и серьезными рисками для водной безопасности в течение следующих 20 лет, но большинство из них обладают техническими и экономическими возможностями для адаптации или смягчения последствий. Большинство проблем водной безопасности в развитых странах, вероятно, будут локальными и краткосрочными.

§ Более засушливые районы в развитых странах, вероятно, подвержены риску пространственно и временно локализованного отсутствия водной безопасности, включая многие части Австралии и районы вдоль Черного и Средиземного морей.

§ Стремление к восстановлению экономики после пандемии COVID-19, вероятно, побудит некоторые страны ослабить природоохранные и нормативные законы или поддержать менее экологически безопасные проекты развития, которые могут нанести долгосрочный ущерб их водной безопасности и общему социальному и экономическому благополучию. .


БОЛЕЕ ШИРОКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Более частые и серьезные проблемы водной безопасности в течение следующих 20 лет, вероятно, затронут почти все элементы глобальной жизни, включая личную безопасность, экономический рост, политическую стабильность и межгосударственные конфликты.


Личная безопасность. 
Ухудшение водной безопасности почти всегда означает снижение индивидуальных средств к существованию, здоровья и общего благополучия и неодинаково ощущается внутри стран. Бедные и уязвимые группы населения обычно платят больше пропорционально своему доходу, чем богатые соседи, за воду, как правило, более низкого качества. Это неравенство усугубляет связь между бедностью и нехваткой воды, когда население, не обеспеченное водой, как правило, теряет больше часов работы и учебы из-за болезни или ухода за больными членами семьи, а также из-за ежедневной деятельности по сбору воды.

§ В развивающихся странах женщины и дети чаще всего несут ответственность за доставку воды, и во многих случаях они тратят на это несколько часов. Кроме того, по данным НПО, занимающейся вопросами развития, ежегодно теряется не менее 443 миллионов школьных дней из-за болезней, связанных с водой.

§ Сельская беднота несоразмерно зависит от природной среды, особенно рек, озер и водно-болотных угодий, для поддержания или дополнения средств к существованию и продовольственной безопасности. Когда правительства или промышленность осваивают водные ресурсы без надлежащего учета экологического благополучия и устойчивости, они часто увеличивают разрыв в бедности между сельскими и городскими жителями.

Одним из самых серьезных рисков для водной безопасности является ухудшение здоровья населения, особенно рост заболеваемости. Это ухудшение особенно заметно там, где загрязнение воды является высоким, а население не имеет доступа к надлежащей санитарии и очистке сточных вод. По оценкам ЮНИСЕФ и ВОЗ, около 80 процентов всех болезней и болезней в развивающихся странах передаются через воду, а другие распространяются легче, когда у населения нет доступа к безопасной воде для мытья рук.

§ По данным ВОЗ, излечимые диарейные заболевания, вызванные употреблением небезопасной воды и отсутствием надлежащих санитарных условий, ежегодно уносят жизни не менее 1,6 миллиона детей в возрасте до пяти лет. Заболевания, связанные с водой, ежегодно поражают не менее 1,5 миллиарда человек.

§ Нехватка воды также оказывает косвенное воздействие на здоровье. Уже около половины больничных коек в развивающихся странах заняты людьми с заболеваниями, связанными с водой, что усложняет усилия по преодолению других кризисов в области здравоохранения, таких как текущая пандемия. Кроме того, по мере высыхания рек и озер животные могут искать питьевую воду в более густонаселенных районах, что увеличивает вероятность контакта между людьми и дикой природой, а также с насекомыми, переносящими болезни.

Экономическая безопасность. Снижение водной безопасности в течение следующих 20 лет, вероятно, нанесет ущерб бизнесу, промышленности и общему экономическому благополучию многих стран. Вода необходима для создания и сохранения рабочих мест, поскольку по крайней мере половина мировой рабочей силы занята в отраслях, зависящих от воды и природных ресурсов, включая сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство, энергетику, производство, переработку, строительство и транспорт. Экономическое моделирование, проведенное Всемирным банком, показывает, что если нынешняя политика управления водными ресурсами будет продолжена, темпы роста ВВП некоторых стран Африки к югу от Сахары, Ближнего Востока и Азии к 2050 году сократятся на целых 6 процентов из-за связанных с водой потерь в сельское хозяйство, здоровье, доход и собственность.

§ В течение последних 25 лет в странах с низким доходом, имеющих доступ к надлежащему безопасному водоснабжению и санитарии, средний рост ВВП составлял 3,7 процента в год. И наоборот, в странах с ограниченным доступом к безопасной воде и санитарии, но с аналогичными доходами средний рост ВВП составлял лишь около 0,1 процента в год за тот же период времени.

§ Компании, принявшие участие в опросе 2016 года, сообщили о воздействии воды на 14 миллиардов долларов, что в пять раз больше, чем в 2015 году, и четверть компаний испытали пагубное воздействие воды. Все компании ожидают, что водные риски повлияют на них в той или иной степени в течение следующих шести лет.


Политическая стабильность. 
В течение следующих двух десятилетий снижение водной безопасности, вероятно, усугубит существующие социальные недовольства и разногласия, потенциально спровоцировав или усугубив конфликт между социальными группами и отраслями промышленности и повысив риск политической нестабильности.

§ Во многих частях мира уже произошли гражданские беспорядки или политическое недовольство из-за проблем, связанных с водой, которые, вероятно, станут более частыми и потенциально более серьезными в течение следующих 20 лет. За последние 10 лет массовые протесты, связанные с водой, некоторые из которых переросли в насилие, произошли в Алжире, Бразилии, Китае, Египте, Индии, Иране, Ираке и Южной Африке.


Межгосударственные отношения. 
Споры по поводу управления общими бассейнами рек и подземных вод, вероятно, будут усиливаться в течение следующих двух-трех десятилетий по мере увеличения спроса на воду, загрязнения и деградации окружающей среды. Соглашения об общих водных бассейнах в прошлом снизили риск конфликта между заинтересованными сторонами, но, учитывая усиление рисков водной безопасности и более конкурентную геополитическую ситуацию, сотрудничество в сочетании с надлежащим управлением и управлением водными ресурсами, вероятно, будет труднее достичь в годы вперед.


Кроме того, после пандемии COVID-19 многие правительства столкнутся с более сильным давлением со стороны своего населения, которое будет требовать улучшения своей экономики, требуя адекватного и устойчивого водоснабжения. Страны, которые совместно используют один и тот же водный ресурс, скорее всего, будут ощущать возрастающее давление с целью получения прав собственности на использование этой воды у соседей.

§ Приблизительно 300 бассейнов поверхностных вод и 600 общих водоносных горизонтов пересекают международные границы, но во многих из них отсутствуют эффективные, скоординированные механизмы управления или соглашения об устойчивом водопользовании.

§ Наличие соглашения между странами, которые совместно используют водные ресурсы, не гарантирует эффективного или устойчивого управления ресурсами. В некоторых случаях, включая бассейны рек Инд и Нил, само соглашение является неадекватным или не позволяет эффективно управлять водными ресурсами, а в некоторых случаях сдерживает правительства или снижает их готовность внедрять потенциально более устойчивые методы управления водными ресурсами.



 


Многие из наиболее важных трансграничных бассейнов мира уже эксплуатируются чрезмерно и сильно деградировали. По нашим оценкам, наибольшему риску потенциального конфликта в ближайшие несколько десятилетий подвергнутся следующие бассейны: бассейн Аральского моря, река Брахмапутра, бассейн озера Чад, бассейн Евфрата и Тигра, бассейн реки Инд, бассейн реки Иордан, бассейн реки Меконг и бассейн реки Нил.

 

Другие записи
Опреснительная установка на волнах
Опреснительная установка на волнах
Несомненно, потенциал разработок предоставляет прекрасную возможность для снабжения островов опресненной водой с уменьшением воздействия на окружающую среду и затрат.
Подробнее
Пять общегородских водных стратегий замкнутого цикла, отмеченных ЮНЕСКО
Повторное использование воды в контексте экономики  замкнутого цикла.
Подробнее
КОСМОС: ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА ДЛЯ ПЕРЕРАБОТКИ ВОДЫ? PANCOPIA ИСПОЛЬЗУЕТ СРЕДСТВА НАСА
Эффективная переработка воды в космосе и в будущем применение таких технологий очистки воды на земле в сельском хозяйстве.
Подробнее
Купить в один клик
Заполните данные для заказа
Под заказ
Заполните данные для заказа
Запросить стоимость товара
Заполните данные для запроса цены
Запросить цену Запросить цену